Шестнадцатая международная юношеская научная конференция
«Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»
15-20 октября 2014 года
Санкт-Петербургское общество «Пушкинский проект» совместно с Санкт-Петербургским Государственным Университетом, Институтом русской литературы РАН («Пушкинский Дом»), Всероссийским Музеем А.С.Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014 года в Санкт-Петербурге XVI Международную юношескую научную конференцию «Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура» (заезд в гостиницу 14 октября 2014 года).
Сборник лучших докладов конференции
Победители и призеры конференции
Обращаем ваше внимание, что в этом году мы предлагаем участникам проживание в гостинице "Октябрьская" в центре города в шаговой доступности от места проведения конференеции и основных городских достопримечательностей.
В 1999-2013 гг. в Санкт-Петербурге успешно прошли уже пятнадцать детско-юношеских научных конференций, традиционно проводимых в октябре. Лауреаты удостаивались дипломов за подписью ректора Санкт-Петербургского Государственного Университета, директора Института Русской литературы (Пушкинский Дом), директора Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Работа конференций широко освещалась в средствах массовой информации. По итогам конференций издавались сборники лучших докладов участников.
Шестнадцатая Конференция призвана содействовать продолжению успешной научно-исследовательской работы учеников и преподавателей, а также служить стимулом для дальнейшего развития образовательного обмена между школьниками и учителями.
Традиционными для конференции являются «пушкинские темы», интерес к которым не ослабевает год от года. Тем не менее, как известно, 2014 год – юбилейный год М.Ю. Лермонтова, поэтому к традиционным темам осенних юношеских конференций, проводимых Пушкинским проектом, добавляются темы, связанные с творчеством М.Ю Лермонтова.
Доклады и дискуссии участников целесообразно посвятить следующим общим проблемам (каждый участник должен конкретизировать одну из них):
- Роль Петербурга и петербуржцев в культурной и общественной жизни российских регионов.
- Пушкин - родоначальник живого русского языка.
- Пушкин и преобразование русского языка.
- Пушкин и русская культура.
- Провинциальная Россия в прозе Пушкина.
- Роль Царского Села в русской культуре.
- Знаменитые лицеисты, их место в общественной и культурной жизни России
- Периоды в творчестве А.С. Пушкина (анализ текстов).
- Вопрос о единстве и направлениях развития литературного русского языка в
- эпоху Пушкина.
- Отношение Пушкина к проблемам литературного языка.
- Языковой синтез, осуществлённый в творчестве Пушкина и вопрос об исторической изменчивости русского литературного языка.
- Литературный язык и народная речь.
- Значение языковых открытий Пушкина.
- М.Ю. Лермонтов и Петербург.
- М.Ю. Лермонтов на Кавказе.
- «Глубинная» Россия в творчестве Лермонтова.
- Русская история в произведениях М.Ю.Лермонтова.
- Мифологические образы в творчестве М.Ю.Лермонтова.
- Легенды и мифы о М.Ю.Лермонтове.
- Петербургский стиль и его основные черты.
- Что такое «петербургский текст»? История его становления и развития. Существует ли он в наше время?
- «Петербургский текст» и изображение столиц в европейских литературах.
- Отдельная секция конференции традиционно будет посвящена краеведению, родословным и семейной истории школьников.
Каждому участнику конференции будет предоставлена возможность выступить с докладом в течение 15 минут (10 минут выступление + 5 минут вопросы).
По итогам Конференции предполагается издание сборника лучших докладов в электронном виде с публикацией на сайте «Пушкинского проекта».
Обратите внимание,что все участники Конференции будут награждены памятными дипломами разной степени и памятными подарками.
Исследовательская работа учащегося на литературоведческую и междисциплинарную тематику должна быть оснащена правильно оформленным сносочным аппаратом и отвечать, по крайней мере, одному из следующих требований:
- оригинальная и при этом обоснованная интерпретация текста;
- неожиданное и продуктивное сопоставление произведений
- многоаспектный анализ поэтики одного или нескольких текстов;
- введение в научный оборот какого-либо нового или забытого материала (биографического, текстуального и др.).
Исследовательская работа учащегося на краеведческую тематику должна быть оснащена правильно оформленным сносочным аппаратом и отвечать, по крайней мере, одному из следующих требований:
- использование в работе неофициальных материалов (семейные фотографии, дневники, письма, рукописные воспоминания);
- использование малодоступных печатных источников и малодоступной информации;
- разработка таких тем, которые требуют постановки вопросов, нуждающихся в разыскании материала. В порядке исключения к участию в конкурсе допускаются интересные работы, написанные в жанре сочинения, отражающие личный опыт автора, однако в этом случае в заявке на участие необходимо указывать, что работа носит характер эссе или сочинения
В порядке исключения к участию в конкурсе допускаются интересные работы, написанные в жанре сочинения, отражающие личный опыт автора, однако в этом случае в заявке на участие необходимо указывать, что работа носит характер эссе или сочинения.
Напоминаем ещё раз, что выбранная Вами тема НЕ ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАТЬ с заявленными выше общими проблемами. Тема Вашего доклада должна быть более конкретной, чем заявленные в письме проблемы.
Требования к оформлению печатной работы:
- Текст набирается кеглем 14 (Times New Roman) 1,5 интервала;
- поля: 2,5 см. сверху и снизу; 1,5 см. справа, 3,0 см. слева;
- Объем работы – не более 10 страниц компьютерного текста;
- Обязательно указывается: ФИО автора полностью, наименование школы, класс, а также Ф.И.О. научного руководителя;
- В случае цитирования обязательно делать сноски в соответствии с установленными нормами (ПРИМЕР: Плаксин В.Т. Руководство к изучению истории русской литературы. СПб., 1846. С. 100).
- Орфография и стилистика вычитывается автором.
Второй год подряд в рамках Конференции будет организован «Конкурс юных чтецов» для участников, которые пока не готовы выступить с исследовательскими работами и являются слушателями.
На конкурсе могут читаться отрывки из произведений А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов, а также произведения собственного сочинения. Длительность одного выступления – не более 7 минут. Участник конкурса может читать как по памяти, так и по книге. Выступление будет оцениваться по следующим параметрам:
- выбор текста (если текст авторский – его качество);
- артистизм исполнения;
- понимание текста.
Победители конкурса будут награждены памятными дипломами и подарками.
Также в рамках конференции для учителей будет организован Общероссийский семинар повышения квалификации. Занятия будут проходить параллельно с заседаниями секций. Таким образом, учителя смогут не только сопровождать талантливых учащихся на Конференцию, но и получить новые знания, обменяться опытом с коллегами, получить сертификаты о повышении квалификации в межаттестационный период Обращаем ваше внимание, что дополнительная оплата за участие в семинаре и конкурсе чтецов не взимается!